Тимоти Уильям Бёртон, американский кинорежиссер, писатель и мультипликатор родился в провинциальном городке Бербанк, Калифорния, 25 августа 1958 года. Рисованием Тим увлекается с самого детства, чем и было обусловлено его поступление в Калифорнийский институт искусств на факультет анимации. По окончанию ВУЗА, художник получает место на студии Уолта Диснея. Возможность поработать над собственной лентой, подающему надежды Бертону, предоставляют несколько лет спустя. В 1982 на суд зрителей режиссер представляет первую свою короткометражку «Винсент», получившую ряд специализированных наград. Первый игровой фильм Бертона «Франкевинни», снятый в 1984, и предназначенный для детской аудитории, не был выпущен в прокат из-за своей чрезмерной мрачности и сложности. Некую популярность режиссер обретает в 1985 году, дебютируя со своей комедией «Большое приключение Пи-Уи» на большом экране.

Однако настоящий успех приходит к режиссеру после того, как боссы Warner Brosers, обратившие внимание на его ленту «Битлджус» (1988), доверяют Бертону возглавить съемочную группу «Бэтмена» (1989), того самого «Бэтмена». Работать со столь крупным бюджетом (в то время 35 миллионов это огромная сумма) режиссеру приходится впервые. Однако ему удается проявить себя с лучшей стороны: фильм собирает рекордную в тот год кассу - 251 миллион долларов. Имя Тима Бертона у всех на слуху, а благодарная режиссеру студия, оставляет за ним право самостоятельно выбрать следующую картину.

В 1990 году режиссер представляет на суд зрителей очередную свою картину - «Эдвард руки-ножницы», который вопреки всем прогнозам (связанными с необычностью сценария) имеет успех. Для режиссера же этот фильм примечателен фактом «профессионального» знакомства с, потрясающе сыгравшим в этом фильме Джонни Депом.

Продолжение нашумевшего кинокомикса «Бэтмен возвращается» режиссер снимает в 1992 году. Мнения кинокритиков, выше оценивших вторую часть, и, голосующих кошельком зрителей, в отношении этого фильма разошлись. О провале, разумеется, не могло быть и речи, однако коммерческих успехов сравнимых с успехом первой части не было и в помине. Анимационную ленту «Кошмар перед Рождеством», по составленному собственноручно сюжету, режиссер выпускает в конце 1993 года, а годом позже, собравшую множество кинонаград картину «Эд Вуд» (1994), в котором судьба вновь сводит режиссера с Джонни Депом.

В 1996 году Бертон заканчивает свою работу над фантастической комедией «Марс Атакует». Картина, в которой режиссер на славу поиздевался над, повествующими об иноземных вторжениях блокбастерами, имеет успех. Хорошие отзывы прессы и успех в прокате получает очередная совместная работа с Джонни Депом - «Сонная Лощина» (1999). Собирает неплохую кассу и, увидевший свет в 2001 году фильм «Планета Обезьян», нехваткой фантазии и выдумки разочаровавший не только поклонников Бертана, но и его самого, о чем красноречиво свидетельствовал его категорический отказ снимать к ней продолжение.

С тех пор Тим Бертон, по праву считающийся одним из наиболее талантливых режиссеров радует поклонников своего таланта чрезвычайно редко, создав за последние семь лет всего четыре полноценные картины: «Крупная рыба» (2003), «Труп невесты» 2005, «Чарли и шоколадная фабрика» (2005) и «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007).

http://s44.radikal.ru/i103/1006/2a/030f3daaf1f1.jpg